Комментарий к письму Росприроднадзора от 28 ноября 2012 г. № ВК-03-03-36/16141 «По вопросу передачи отходов».

Указанное письмо Росприроднадзора было издано в связи с учащением устных и письменных обращений хозяйствующих субъектов, в результате деятельности которых образуются отходы и (или) которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, по исполнению положений ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – закон № 89-ФЗ) в свете изменений, внесённых Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного экологического контроля (надзора) и муниципального контроля».

Также в комментируемом письме была определена позиция Росприроднадзора в отношении документов, являющихся подтверждением намерения собственника обеспечить доставку отходов I–IV классов опасности организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по размещению или обезвреживанию отходов I–IV классов опасности. Однако какие документы, за исключением прямых и трёхсторонних договоров, однозначно свидетельствуют о данном намерении, в письме указано не было.

В связи с этим с момента направления письма в территориальные органы и до настоящего времени в Росприроднадзор поступают многочисленные запросы природопользователей с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию, в том числе по вопросам:

  1. договорных отношений с организациями, осуществляющими деятельность по размещению отходов I–IV классов опасности, и транспортными компаниями в связи с отменой лицензирования деятельности по сбору и транспортированию отходов I–IV классов опасности;
  2. документов, которые, помимо прямо перечисленных в письме прямых и трёхсторонних договоров, могли бы свидетельствовать о намерении собственника обеспечить доставку отходов I–IV классов опасности организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по размещению или обезвреживанию отходов I–IV классов опасности.

По вопросу установления договорных отношений хотелось бы пояснить следующее.

Вопросы, связанные с заключением договоров, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, а именно  Гражданским кодексом РФ.

В соответствии с Положением о Росприроднадзоре, утверждённым постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400, Росприроднадзор не наделён полномочиями по разъяснению норм законодательства Российской Федерации, в том числе норм Гражданского кодекса РФ, а также практики его применения.

Вместе с тем можно отметить следующее. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учётом того, что отходы являются объектом права собственности (ч. 1 ст. 4 закона № 89-ФЗ) собственник, согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ, вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Соответственно хозяйствующие субъекты имеют абсолютно законное право заключать любые виды договоров для достижения каких-либо целей, в том числе и для целей размещения или обезвреживания отходов I–IV классов опасности.

Об указанном свидетельствуют и положения ч. 2 ст. 421 Гражданского кодекса РФ: хозяйствующие субъекты могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный Гражданским кодексом РФ или  иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Следовательно, помимо прямых или трёхсторонних договоров возможно заключение и иных договоров, например транспортной экспедиции.

Положениями ч. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность заключения договора транспортной экспедиции, которым могут быть предусмотрены: обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (абз. 3 ч. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ).

Также согласно положениям п. 31 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённых приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703, в приложения к проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) включаются документы (копии договоров, актов, заверенные хозяйствующим субъектом), подтверждающие намерение на размещение отходов на специализированных объектах, передачу (или получение) отходов в целях их использования и (или) обезвреживания.

При этом основным документом по разработке ПНООЛР право природопользователей на заключение договоров каким-то конкретным видом договора не ограничено.

Таким образом, возможно заключение и иных договоров, помимо упомянутых в письме, а также возможно заключение дополнительных соглашений к уже имеющимся договорам, которые могут предусматривать предоставление дополнительных услуг (операций).

Кроме того, отмена лицензирования транспортирования отходов даёт возможность образователю отходов самостоятельно транспортировать свои отходы к месту их размещения при соблюдении соответствующих норм и требований.

Например, в соответствии со ст. 16 закона № 89-ФЗ  транспортирование отходов I–IV классов опасности должно осуществляться при следующих условиях:

  1. наличие паспортов отходов;
  2. использование специально оборудованных и снабжённых специальными знаками транспортных средств;
  3. соблюдение требований безопасности;
  4. наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием их количества, цели и места доставки.

Кроме того, согласно ст. 15 закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV классов опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к обращению с отходами несёт определённое приказом должностное лицо организации.

Также согласно п. 1.4 Правил перевозки опасных грузов, утверждённых приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73, отходы производственной и иной деятельности относятся к опасным грузам. Перевозка таких грузов должна осуществляться в соответствии с указанным подзаконным актом с учётом Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (п. 3 постановления).

Касательно перечня документов, подтверждающих намерение собственника отходов доставить их на объект размещения отходов,  следует отметить следующее.

Как было указано в комментируемом письме Росприроднадзора, вопрос о порядке подтверждения на стадии отчуждения отходов цели их дальнейшего сбора, использования, транспортирования, а не приобретения для иных целей, в том числе захоронения или обезвреживания, до настоящего времени не урегулирован.

В настоящее время отсутствует законодательно закреплённый закрытый перечень документов, подтверждающих намерение доставки отходов до места их размещения, использования или обезвреживания.

Вместе с тем индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, согласно ч. 1 ст. 19 закона № 89-ФЗ обязаны вести учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов в соответствии с Порядком учёта в области обращения с отходами, утверждённым приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721 (далее – Порядок учёта).

Согласно п. 4 Порядка учёта он может вестись на основании следующих источников: технической и технологической документации, бухгалтерской документации, актов приёма-передачи, договоров.

С учётом того, что материалы учёта являются информацией в области обращения с отходами и используются согласно п. 3 Порядка учёта при проведении инвентаризации отходов; при подготовке ПНООЛР, технических отчётов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности); при ведении федеральных статистических наблюдений; при расчётах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов), документы, перечисленные в п. 4 Порядка учёта, можно рассматривать как документы, подтверждающие передачу отходов на размещение на специализированных объектах, передачу (или получение) отходов в целях их использования и (или) обезвреживания.

Парк техники

Спецтехника в аренду: +7 910 395 20 06
 
 
Грузоподъемность, т:
3500 кг
Грузоподъемность, т:
4000 кг

Заявка на расчёт

Заказать обратный звонок